Экспертная оценка качества чего-либо[14]
Качество есть качество. Качество нельзя измерить[15], но можно оценить. Существуют две формы оценки качества: лингвистическая и количественная. В первом случае качество определяют словами: например, «качество высокое», «среднее», «низкое» и т.д. Во втором случае качество оценивают по некоторой условной шкале числом K (0 ? K ? M, где M - высший балл в числовой оценке качества). Например, «пять», как в российской, или 100 как в английской школах.
Для оценки качества привлекаются эксперты. Экспертной оценке качества могут быть подвергнуты товары и услуги, проекты и законы, знания и квалификация, выступления фигуристов, гимнастов или вокалистов и многое другое.
В повседневной жизни при принятии решения можно исходить из лингвистической оценки качества: мы покупаем хороший чай или инструмент высокого качества
(если позволяют средства). Однако есть такие задачи, в решении которых лучше руководствоваться количественной оценкой качества. Кроме того, обычно лингвистические оценки строятся на основе экспертных количественных оценок. Так, качество выпускника английского университета и достоинство диплома, который он получает, определяется по следующей шкале:
Средний балл в интервале оценок
по 100-бальной шкале | Достоинство диплома
(лингвистическая оценка) | ||
90 - 100 | С отличием | ||
85 - 90 | Первой ступени А | ||
80 - 85 | Первой ступени Б | ||
70 - 80 | Второй ступени | ||
менее 70 | Обычный |
Независимо от объекта, качество которого подлежит экспертной оценке, методика ее получения в основе своей одинакова.
Рассмотрим задачу оценки деловых качеств руководителя (менеджера). Для оценки потребуются модель качества менеджера, эксперты и математическая обработка результатов работы экспертов.
Модель качества специалиста может быть представлена в виде некоторого набора важнейших качественных параметров (качеств), характеризующих его профессиональный уровень, личностные, деловые качества и предопределяющих успешную работу в рассматриваемой сфере деятельности.
Допустим, что этот набор включает следующие качества:
1) уровень и качество образования, опыт практической работы,
2) эрудиция, знания и умения в своей и смежных сферах деятельности,
3) обучаемость и способность обучать,
4) культурный уровень, моральные стандарты,
5) физическое и психологическое здоровье, возраст,
6) характер, отношение к окружающим,
7) умение руководить,
8) амбициозность, стремление к лидерству,
9) способность к риску,
10) динамизм (способность оценивать и принимать изменения внутренней и внешней среды).
Эксперты располагают данными (анкеты, опросные листы, результаты тестов и прочее), позволяющими оценить по пятибалльной системе степень принадлежности качества кандидату. Пятибалльная система привычна и обеспечивает возможность представительной оценки степени принадлежности качества кандидату, например, по следующему алгоритму:
Принадлежность качества кандидату |
Оценка в баллах |
отсутствует |
1 |
проявляется в слабой степени |
2 |
проявляется |
3 |
проявляется явно |
4 |
присуще в полной мере |
5 |
Результатом работы экспертов станет таблица оценок каждого из десяти качеств модели каждым экспертом[16]
(количество экспертов определяется важностью решения и средствами, выделенными на экспертизу).